Влияние семьи на процесс профессионального самоопределения ребенка

Выбор профессии является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Рано или поздно возникает ряд вопросов связанных с определением любимого дела: «Куда пойти учиться? Кем стать? Чем я хотел бы заниматься?» 

Принято  считать, что задача профессионального самоопределения встает перед ребенком дважды. Первый раз — в 9-м классе, когда учащемуся следует решить, продолжать обучение в школе или начать овладевать какой-либо специальностью. Второй раз — в 10-11-м классе, когда учащемуся необходимо остановить свой выбор на том или ином вузе. Но ведь к этому моменту у ребенка уже должно быть сформировано представление о выборе профессий.

Выбор профессии — сложный и длительный процесс. А истоки его закладываются  еще  в дошкольном детстве. Конечно, в пять-шесть лет  трудно представить  себя в качестве PR-менеджера или наноинженера…  Но, предпосылки к  возникновению профессионального самоопределения, как ни странно, формируются именно в дошкольном возрасте. Иначе, выбор профессии может быть обусловлен отнюдь не самостоятельным решением.

На выбор профессии, как и на многие другие выборы, большое влияние оказывает так называемый семейный сценарий. Дети, сознательно и/или подсознательно, ориентируются на родителей, на их мнение и ожидания. Кто-то старается оправдать родительские надежды, доказать таким образом свою состоятельность и любовь, кто-то просто подражает старшим. Кто-то доказывает противоположное – свою независимость, полную автономию, и выбирает профессию, не имеющую ничего общего со специальностями родителей. И в том, и в другом случае повзрослевший ребенок проявляет, как ни странно, свою незрелость, зависимость от родительского влияния.

Вы заметили, что в наше время все большее число людей получает второе, а то и третье образование? Во времена перестройки это объясняли ломкой экономических стереотипов. Теперь об этом времени можно только вспоминать, а процесс продолжается и усиливается. В чем же дело? Ответ все в том же семейном сценарии. Становясь старше, люди обретают подлинную личную независимость и находят возможности реализовать себя так, как они мечтали всю жизнь.

Родители по-своему правы, стараясь оградить свое чадо от лишних проблем, связанных с незнакомым полем деятельности, подстраховать его, «соломки подстелить». Обратная сторона такой безопасности – утрата самостоятельности выросших детей. Не говоря уже о том случае, когда ребенку работа, выбранная родителями, вообще не нравится.

Тем не менее, нередки случаи, когда ребенок совершенно искренне с детства мечтал стать, как мама или папа, и реализовал свою мечту. Даже в этом случае есть свои нюансы.

Родители и дети соревнуются в профессиональных достижениях, больше, конечно, достается детям, но и родители, радуясь успехам сына или дочки, бывают вынуждены поддерживать свою самооценку, часто требующую от них все новых достижений. Такое положение чревато стрессом, перенапряжением сил, эффектом «сгорания» на работе.

Еще одна деталь иногда портит все дело. Если «наследник» близко к сердцу принимает намеки на то, что своей карьерой обязан фамилии, поддержке родителей или их заслугам, он, скорее всего, почувствует необходимость постоянно опровергать такие заявления, так сказать, словом и делом. Это тоже ненужный стресс.

Таким образом, влияние семьи на процесс профессионального самоопределения ребенка может быть как стимулирующим, позитивным, так и не совсем адекватным. Вот почему многие родители в период выбора профиля обучения обращаются за психологической помощью.

Однако психологическую работу с семьей следует проводить намного раньше, до наступления профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Необходимо дать ответ на вопрос: как родитель может помочь ребенку развить в себе тот творческий и интеллектуальный потенциал, который в будущем поможет ребенку найти себя в жизни.

      В психологии развития профессиональное самоопределение рассматривается с этапа формирования игры в жизни ребенка. Игра - это деятельность, которая изображает  отношение  личности  к миру, что ее окружает. Детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения.  В  игре  ребенок  не  обучается  жить,  а  живет  своей   истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников.  Очень  верно

подчеркнул известный исследователь детской  игры  Д.  Б.  Элоконин ,  «в  игре

интеллект направляется за эмоционально — действенным  переживанием,  функции

взрослого воспринимаются, прежде всего,  эмоционально,  происходит  первично

эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой  деятельности. возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».

Значение игры для  формирования  личности  трудно  переоценить.  Не

случайно Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в

самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

Ребенок может овладеть  широким,  непосредственно  недоступным  ему

кругом действительности только в игре,  в  игровой  форме.  В  этот  процесс

освоения прошедшего мира через игровые действия в этом  мире,  включены  как

игровое сознание, так и игровое неведомое.

В  игре  формируются  все  стороны  личности  ребенка,   происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу  в  новую, более высокую стадию  развития дошкольников.

Игра не создает общественно значимого продукта. В  игре  начинается

формирование человека как субъекта  деятельности,  и  в  этом  ее  огромное значение.

В психическом развитии ребенка игра выступает,  прежде  всего,  как

средство овладение миром взрослых. В  ней  на  достигнутом  ребенком  уровне

психического  развития  происходит  освоение  объективного  мира   взрослых.

Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного  желания

учится. Обращая внимание на  эту  особенность  игры,  Д.Б.  Эльконин  пишет:

«Значение игры не ограничивается тем,  что  у  ребенка  возникают  новые  по

своему  содержанию  мотивы  деятельности  и   связанные   с   ними   задачи.

Существенно важным является то, что в игре возникает  новая  психологическая

форма мотивов… Именно в игре происходит переход от  мотивов,  имеющих  форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний,  к  мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и  другие  виды  деятельности  льют  воду  на  мельницу  на

формирование новых потребностей, но  ни  в  какой  другой  деятельности  нет

такого  эмоционально  наполненного  вхождения  в  жизнь   взрослых,   такого

действенного  выделения   общественных   функций   и   смысла   человеческой

деятельности, как в игре. Таково первое и  основное  значение  ролевой  игры

для развития ребенка».

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста.  Это

подвижные игру (игры  с  правилами),  дидактические,  игры  –  драматизации,

конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от  2  до

7 лет имеют творческие или  ролевые  игры.  Они  характеризуются  следующими

особенностями:

1. Игра представляет  собой  форму  активного  отражения  ребенком

окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам  способ,  которым

ребенок пользуется в  этой  деятельности.  Игра  осуществляется

комплексными  действиями,  а  не  отдельными  движениями  (как,

например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и  всякая  другая  человеческая  деятельность,  имеет

общественный  характер,  поэтому  она  меняется  с   изменением

исторических условий жизни людей.

4.   Игра   является   формой   творческого   отражения   ребенком

действительности.  Играя,  дети  вносят  в  свои   игры   много

собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра  есть  оперирование  знаниями,  средство  их  уточнения  и

обогащения,  путь  упражнения,  и  развития  познавательных   и

нравственных способностей и сил ребенка.

6.  В  развернутой  форме  игра  представляет  собой  коллективную

деятельность.  Все  участники  игры  находятся   в   отношениях

сотрудничества.

7. Разносторонне развивая  детей,  сама  игра  тоже  изменяется  и

развивается.  При  систематическом   руководстве   со   стороны

взрослого человека (педагога, родителя) игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в  играх  происходят  по

мере развития детей от младших возрастов к  старшим.  Игра,

как  вид  деятельности,  направлена  на  познание  ребенком

окружающего  мира  путем  активного  соучастия  в  труде  и

повседневной жизни людей;

Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях,  выраженное  в

образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с  определенными  предметами  в  определенных

обстоятельствах;

в) те  нравственные  оценки  и  чувства,  которые  выступают   в

суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных

действиях людей.

Важно помнить, что предпочтения в игровой направленности, которые делает ребенок на данном этапе, не окончательны, они отражают нынешние интересы и потребности. Возможно, через некоторое время предпочтения ребенка изменятся. И это говорит о стремлении ребенка наиболее полно изучить свой внутренний потенциал, и в дальнейшем, реализовать свои возможности в будущей профессиональной деятельности.

 

Дудина Инесса Викторовна

Педагог-психолог МБДОУ детский сад №3

Об авторе Инесса Дудина

Детский психолог, психолог по семейной терапии
Запись опубликована в рубрике Родителям о детях. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий